Каждый раз, в зависимости от памятных событий года, меняется тема Конкурса. Неизменно только солидное количество участников, желающих посоревноваться в умении услышать и записать, порой с детства любимые музыкальные темы. На этот раз "героями" Конкурса стали знаменитые основная тема из кинофильма "Раба любви" Эдуарда Артемьева (в качестве одноголосного диктанта) и тема "Танца феи Драже" Петра Чайковского (пример двухголосного диктанта). Трудность заключалась в том, что оба диктанта фактурные (т.е. звучат все голоса клавира сочинения). Впрочем, обо всём по порядку. Наталья Владимировна представила сочинения и их авторов.
«Композитор, которого при жизни хочется назвать великим, встретил своё 85-летие. Неутомимый экспериментатор, Эдуард Артемьев, стал одним из первопроходцев и корифеев отечественной электронной музыки. Замечательный мелодист, своим идеалом выбравший Джакомо Пуччини, он фактически стал соавтором лучших фильмов Андрея Тарковского, Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского. Их неповторимое звучание узнаешь с первого кадра - темы Артемьева создают и стиль, и атмосферу этих картин. Значительно менее известны его симфонические поэмы и сюиты, концерты для фортепиано и альта, опера “Преступление и наказание”. Отца отечественной электронной музыки однажды упрекнули, что именно электроника развратила сочинителей: с приходом электронных инструментов возникла иллюзия легкости изготовления музыки.
«… Теперь музыку пишут любые дилетанты. Профессиональные критерии размыты. Музыка была последним оплотом “элитарности” искусства. Стихи строгали все кому не лень, рисованием баловались, а музыку писать – надо было учиться. И электроника действительно распахнула ворота. Дилетанты, действительно, все заполонили», - неожиданно согласился композитор. Широкая публика именно по кино знает Эдуарда Артёмьева. Не забыть, к примеру, главные музыкальные темы «Рабы любви». Редкой красоты мелодрама, и фарс в одновременности. Неземная Елена Соловей, пробирающая до мурашек основная музыкальная тема фильма, неземной голос Елены Камбуровой, уникальная операторская работа великого Павла Лебешева, …А далее рассказчица озадачила вопросом: "Какое самое узнаваемое произведение во всем мире?" «Щелкунчик» впервые увидел свет на сцене Мариинского театра 6 (18) декабря 1892 года. 130 лет назад! В 1890 году Чайковский получил заказ от дирекции Императорских театров на двухактный балет. Ч. избрал сюжет известной сказки Э. Т. А. Гофмана (1776—1822) «Щелкунчик и мышиный король» во французском пересказе, сделанном А. Дюма-отцом под названием «История Щелкунчика». Работа прервалась весной 1891 года, когда Чайковский отправился в США на открытие Карнеги-холла. По возвращении, в 1892 году партитура балета была завершена. В марте в концерте РМО была исполнена сюита из музыки к балету под управлением автора. Успех был оглушительным: из шести номеров пять по требованию публики были повторены. Интересные факты премьеры: на одну пачку Феи Драже ушло 7 слоев тюля, а на всю "сладкую" сцену 20 кг конфетти. Во время своего визита в Париж Чайковский услышал «челесту Мюстель» и был так очарован её звучанием, что ввёл партию этого инструмента в свои сочинения: симфоническую балладу «Воевода» (1891) и балет «Щелкунчик» (1892). Ведь балетмейстер Мариус Петипа в либретто указал, что в сцене «Вариация феи Драже» должен слышаться звук падающих капель в фонтане. О приобретении инструмента композитор просил своего издателя Петра Юргенсона, но с условием, чтобы он эту покупку осуществил скрытно и о ней не стало бы известно другим российским композиторам раньше времени».
Участники с удовольствием посмотрели видеофрагменты сочинений, а затем, традиционно на двух роялях, были исполнены конкурсные сочинения. На этот раз в интерпретации Н.В. Жебит и Е.С. Фёдоровой. В организации Конкурса приняли участие преподаватели ЦК "Теория музыки" А.В. Расич, Ю.Е. Цагойко. Участников Конкурса приготовили их наставники.
Участница конкурса Надежда Чечелева - учащаяся III курса