08 по 09 июня 2023 года в Брестском музыкальном колледже им Григория Ширмы в рамках  творческой встречи с заведующим кафедрой теории музыки Белорусской государственной академии музыки, кандидатом искусствоведения, доцентом Мариной Евгеньевной Пороховниченко состоялся областной семинар – практикум на тему «Современная концепция сольфеджио в условиях непрерывного профессионального образования музыкантов-исполнителей: проблемы, традиции, перспективы». Семинар объединил 46 участников-учителей ДМШ, ДШИ и СШ с музыкальным (эстетическим) уклоном из 15 населенных пунктов области, учащихся колледжа специальностей «Инструментальное исполнительство (оркестровые струнно-смычковые инструменты, оркестровые духовые инструменты, фортепиано),  «Дирижирование (академический  хор)», «Пение академическое»,  преподавателей всех цикловых комиссий, методиста и администрацию колледжа.

       Программа семинара включала проведение мастер-классов с группами оркестрантов (духовики и струнники) и объединённой группой хоровиков, вокалистов, пианистов.  Тема: «Некоторые формы воспитания интонационно-слуховой активности на занятиях сольфеджио». Упражнения, предлагаемые преподавателем в ходе занятий, включали пение мелодических интервалов в пределах октавы с вертикальной перестановкой голосов, отдельных аккордов с перемещением тонов, чтение с листа одноголосных примеров с повторяющимися звуками, устные диктанты с транспонированием, работу с хоровыми партитурами, позиционное осмысление и унисонное интонирование восходящих и нисходящих звукорядов лада; фрагментарное интонирование (по принципу «поем – молчим (слушаем) – повторяем»), пение канонов с транспонированием, формы активизации процессов запоминания незнакомого музыкального текста. В процессе проведения мастер-классов тщательно контролировалось качество интонирования, давались рекомендации к осмыслению заданий и путей к их качественному выполнению. Профессиональные комментарии к выполнению заданий, вызвали у участников семинара огромный интерес и стали основой для дальнейшего творческого диалога. Предлагались альтернативные домашнему заданию виды самостоятельной работы. Профессионально продемонстрированные формы и методы работы с начинающими музыкантами, мотивирующие учащихся к осмысленной самостоятельной работе, дающие крепкую теоретическую и практическую оснащённость, закладывающие основы для успешного восприятия различных элементов музыкального языка в слуховом анализе, диктанте, чтении с листа, оказались чрезвычайно полезны всем присутствующим, активно включившихся в ход занятия.       

   М.Е. Пороховниченко, стремясь трудное делать привычным, а привычное – легким, показала высокий научный уровень знаний психологических предпосылок для успешной реализации поставленных творческих задач как наставника, так и подопечного, увлечённость, творческий подход, методологию развития интонационно-слуховой активности музыканта, укрепив наши представления о многолетнем успехе добротной и высокопрофессиональной школы теоретического воспитания ГУО «РГК при БГАМ», УО «Белорусской государственной академии музыки». Общее ощущение плодотворности занятий, взаимной заинтересованности автора семинара и преподавателей-участников в полной мере реализовалось в позитивной атмосфере Круглого стола, которым завершился семинар-практикум. Многочисленные положительные отклики участников о семинаре подтверждают актуальность заявленной темы и позволяют надеяться, что приобретенные знания станут импульсом для новых творческих достижений.

   В ходе творческой встречи  конструктивно, информативно и познавательно прошёл Открытый диалог с будущими абитуриентами разных специальностей и их преподавателями "Об основных проблемах, возникающих у  абитуриентов БГАМ на вступительных экзаменах по сольфеджио и гармонии".

   С публикациями известного в Республике и за её пределами педагога-методиста современной сольфеджийной системы воспитания музыкантов М.Е. Пороховниченко знакомы не один десяток лет. Выражаем искреннюю признательность автору за возможность познакомиться с новыми публикациями столь необходимых и долгожданных пособий «Инструментальное сольфеджио: методика и практика» и «Сольфеджио. Курс практического интонирования (сквозь времена и стили)», подаренных библиотеке колледжа.  

   Неизменное восхищение вызывает многогранная личность педагога и ученого Марины Евгеньевны Пороховниченко, автора оригинальных методик инструментального и хорового сольфеджио, составителя пособий, программ, проповедника высокой идеи музыки, как искусства интонируемого смысла.


Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Н.В. Жебит

12.06.2023 г.

ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ


Инструментальное сольфеджио 

Хоровое сольфеджио